Норма НК РФ о необходимости согласования рассрочки по уплате налога с финансовым органом субъекта РФ не нарушает конституционных прав налогоплательщиковВступившими в законную силу актами арбитражных судов* налогоплательщику отказано в признании незаконным решения финансового органа субъекта РФ об отказе в согласовании решения налогового органа о предоставлении рассрочки по уплате налоговой задолженности.
После этого налогоплательщик обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 63 НК РФ, в соответствии с которым отсрочка или рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в части сумм налогов и сборов (за исключением государственной пошлины), подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, предоставляются на основании решений уполномоченных органов, согласованных с соответствующими финансовыми органами соответствующих субъектов РФ.
По мнению налогоплательщика, оспариваемое законоположение противоречит преамбуле, ст.ст. 1–5, 8 и 46 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет финансовому органу субъекта РФ произвольно отказывать в согласовании решения налогового органа о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате налоговой задолженности.
Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, указав, в частности, следующее.
Пункт 2 ст. 63 НК РФ устанавливает необходимость согласования решения об отсрочке (рассрочке) в части сумм налогов и сборов (за исключением государственной пошлины), подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, с финансовыми органами субъектов РФ, что соответствует характеру таких налогов и сборов, являющихся налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ (статья 56 Бюджетного кодекса РФ).
Само по себе оспариваемое законоположение, действующее в системной связи с иными нормами, определяющими порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки), а также исключающие ее предоставление обстоятельства, не предполагает произвольного, не основанного на нормах действующего законодательства отказа в согласовании финансовым органом субъекта РФ соответствующего решения налогового органа. Следовательно, оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
(отказное Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2025 № 342-О ООО "ТС групп") ПРИМЕЧАНИЕ: Под упомянутыми актами арбитражных судов с участием данного налогоплательщика, по всей видимости, имеются в виду акты по делу
№ А43-26143/2023, о котором мы рассказывали в
TaxDigest № 297.
Суд признал, что предельный двухлетний срок взыскания задолженности неприменим к ситуации выставления налогового требования в связи с отменой ранее вступивших в силу судебных актовПо итогам выездной проверки решением налогового органа от 13.05.2019 налогоплательщику доначислены налоги, а затем (24.10.2019) выставлено требование об уплате задолженности. Налогоплательщик исполнил это требование, но в 2020 и 2021 гг. оспорил налоговые доначисления в суде, после чего налоговый орган в 2021 году возвратил налогоплательщику оспоренные суммы.
Однако далее соответствующие судебные акты были отменены, и при новом рассмотрении дела в 2022 году в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано. В связи с этим у налогоплательщика в 2023 году образовалось отрицательное сальдо ЕНС, и налоговый орган 11.04.2023 вновь направил налогоплательщику требование об уплате налога.
Налогоплательщик оспорил это требование, ссылаясь, в частности, на то, что оно выставлено налоговым органом по истечении 41 месяца после вступления решения от 13.05.2019 в силу, что превышает двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период).
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), с учетом которого выставляется требование об уплате задолженности, в рассматриваемом случае не мог быть применен в отношении требования от 11.04.2023, поскольку оно было выставлено после принятия судебных актов, подтвердивших правомерность решения от 13.05.2019. Кроме того, ранее налоговый орган возвратил налогоплательщику сумму доначислений, уплаченную им по требованию от 24.10.2019. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ направление налогоплательщику оспариваемого требования являлось обязанностью налогового органа.
(постановление АС Северо-Западного округа от 03.04.2025 по делу № А56-97283/2023 ООО "Дом одежды")