Деятельность цифровых сервисов планируется урегулировать
22 ноября 2022, Новый проспект
Одобренный Госдумой так называемый пятый антимонопольный пакет легализует понятие сетевого эффекта и призван защитить потребителей от злоупотреблений «Яндекса», VK и других интернет-гигантов.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) убеждены, что интенсивное развитие информационных технологий, кроме благих результатов, меняет структуру современных рынков и опережает развитие законодательства. Хотя за ограничение конкуренции в России меры уже применялись против Google, Booking и других гигантов.


Вступление в силу «пятого антимонопольного пакета» запланировано на 1 марта 2023 года. Первыми под вводимые ограничения могут попасть структуры таких компаний, как «Яндекс» и VK. Например, еще несколько лет назад ФАС оценивала долю «Яндекс.Такси» в 46% рынка. С другой стороны, злоупотребления выявляются и в деятельности относительно небольших компаний, занимающих доминирующее положение на специфических рынках.

Руководитель практики цифрового права Taxology Николай Андреев убежден, что предложенные поправки могут решить проблему монопольных цен доставки маркетплейсов, а также устанавливаемых агрегаторами единых ограничений и требований доступа. «Подчас они весьма тяжелые для, например, небольших кафе и ресторанов. С другой стороны, цифровые рынки урегулировать довольно сложно: если гайки будут излишне закручены, операторы могут просто перерегистрироваться, скажем, в Уругвае или на острове Святого Маврикия, релоцировав туда и всю команду. Даже борьба с торрентами показала, что путем ограничений и запретов окончательного решения не добиться», — констатирует Николай Андреев.