Алерт № 126

Уважаемые коллеги!
2022 год примечателен обилием регуляторных изменений. Налоговое законодательство не стало исключением. Знакомим вас с наиболее важными принятыми налоговыми поправками этого лета.

Традиционно отмечаем, что прочтение любых алертов и обзоров не отменяет необходимости ознакомиться с первоисточником (ссылки на законы вы также найдете в тексте).
СУТЬ СОБЫТИЯ
Налоговые поправки лета 2022 года весьма масштабны несмотря на то, что в начале весны уже был принят целый ряд налоговых законов, которые мы анализировали в TaxAlert № 125. Среди ключевых принятых после этого законов, на которые следует обратить внимание широкому кругу налогоплательщиков:


Кроме того, за этот же период был принят ряд изменений при уплате государственной пошлины за отдельные действия, которые в рамках настоящего алерта не анализируются.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Федеральным законом от 01.05.2022 № 120-ФЗ вносятся отдельные изменения режима налоговой тайны. Так, не будет являться разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия налогоплательщика на раскрытие всех или части таких сведений. Указанные изменения вступают в силу с 01.08.2022.

На сведения о доходах физических лиц, поступившие в Пенсионный фонд РФ и органы субъектов РФ, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, в рамках электронного взаимодействия с 01.05.2022 распространяются положения ст. 102 НК РФ в части:

  • запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну;
  • требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним;
  • ответственности за утрату документов, содержащих налоговую тайну;
  • разглашения сведений, составляющих налоговую тайну.

С 2023 года в решениях, принимаемых по итогам рассмотрения материалов проверок, не будут указываться суммы пени, начисляемые на недоимку (в связи с переходом на ЕНС).
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЁТ
С 01.01.2023 (а в порядке добровольного эксперимента для некоторых налогоплательщиков – и раньше) в отношении каждой организации и каждого физического лица инспекции будут вести единые налоговые счета (ЕНС). На ЕНС лица будет учитываться его совокупная обязанность (по уплате почти всех налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, в том числе подлежащих уплате налоговым агентом, - поэтому по тексту Кодекса много где слова «недоимка, пени, штраф» заменены на «задолженность») и суммы, перечисленные или признаваемые в качестве единого налогового платежа (ЕНП). Соответствующие понятия внесены в ст. 11 Кодекса.

Для упрощения ведения ЕНС синхронизированы сроки уплаты налогов в части 2 Кодекса: большинство из них надлежит уплачивать не позднее 28 числа месяца (вместо 25 или 30 числа по ряду основных налогов). В том числе под эту дату скорректированы сроки перечисления налога налоговыми агентами.

Кодексом будет предусмотрен открытый перечень документов, из которых налоговый орган будет черпать информацию о совокупной обязанности налогоплательщика – как о её увеличении, так и о её уменьшении. Некоторые суммы не будут учитываться в совокупной обязанности (например, госпошлина, по которой не выдан исполнительный лист, или налог для самозанятых, если он не будет уплачиваться в качестве ЕНП). Порядок учёта сумм ЕНП на ЕНС также регламентирован в статьях 11.3 и 45 Кодекса, в том числе там указаны моменты отражения на ЕНС тех или иных событий, влияющих на размер совокупной налоговой обязанности или ЕНП.

Сальдо ЕНС налогоплательщика может быть нулевым, отрицательным или положительным. При равных суммах совокупной обязанности и ЕНП сальдо ЕНС будет нулевым. Если же суммы ЕНП будет недостаточно для покрытия совокупной обязанности, то сальдо ЕНС будет отрицательным, что означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Для расчёта положительного сальдо ЕНС закреплена особенность: оно рассчитывается без учёта сумм, которые уже зачтены в счёт уплаты налогов по заявлению налогоплательщика.

Вместо осуществления совместной сверки с налоговым органом теперь налогоплательщики будут иметь право на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве ЕНП, либо не в качестве ЕНП. Также налогоплательщики смогут получать справки по состоянию сальдо ЕНС, об исполнении обязанности по уплате налогов на основании данных инспекции. При неисполнении обязанности по полному погашению задолженности за счет средств на ЕНС в течение 75 дней после вступления в силу решения о привлечении к ответственности налоговый орган при наличии признаков налоговых преступлений должны направить материалы в следственные органы (ранее этот срок составлял 2 месяца).

Сальдо ЕНС по состоянию на 01.01.2023 будет формироваться с учётом некоторых особенностей, закреплённых в переходных положениях закона. Например, переплаты по налогу на прибыль, зачисленному в бюджет субъекта РФ, не будут учитываться в сальдо ЕНС, а будут признаны зачтёнными в счёт исполнения предстоящих обязанностей по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ без заявления налогоплательщика. Однако, если без них сальдо ЕНС будет отрицательное, то такая переплата (вся или её часть) будет учтена при формировании сальдо ЕНС.
ЗАЧЁТ И ВОЗВРАТ ПЕРЕПЛАТ С ЕНС
Существенные изменения претерпела глава Кодекса, посвящённая зачёту и возврату переплат. Теперь налогоплательщик может распоряжаться положительным сальдо ЕНС путём подачи заявлений о зачёте или возврате денежных средств в любой момент при наличии положительного сальдо ЕНС.

Зачесть сумму положительного сальдо ЕНС можно будет в счёт: (1) предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), (2) обязанности другого налогоплательщика, (3) исполнения решений инспекции по проверкам, (4) погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности.

Однако зачесть суммы в счёт последних двух пунктов можно будет не позднее дня, предшествующего дню вступления в силу судебного акта о взыскании задолженности.

Интересно, что налогоплательщик вправе подать заявление об отмене зачёта, осуществлённого в счёт предстоящей обязанности по уплате конкретного налога.

В случае недостаточности положительного сальдо на ЕНС заявление о зачете или возврате исполняется частично.

Заявление о зачете или о возврате впредь может предоставляться только в электронной форме с усиленной квалифицированной ЭЦП, либо через личный кабинет. Форма будет утверждена ФНС. Решение по заявлению принимается не позднее следующего после поступления заявления дня.

Закреплены новые основания для возврата налога: заявление налогоплательщика по форме о распоряжении положительным сальдо путём возврата, заявление налогоплательщика в свободной форме о возврате сумм, уплаченных не в качестве ЕНП, и решение инспекции о возмещении НДС или акциза (предоставлении налогового вычета).

Сроки возврата тоже сократились фактически до 2 рабочих дней. Налоговый орган должен направить поручение в территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего дня после наступления основания для возврата. А поручение должно быть исполнено территориальным органом Федерального казначейства не позднее следующего дня после его получения. Проценты за несвоевременное исполнение возврата будут начисляться по истечении 10 дней со дня появления основания для возврата.

Однако возврат денежных средств, как и зачёт, будет ограничен суммой положительного сальдо ЕНС, даже в случае излишнего взыскания налога.

Излишне взысканный налог должен быть возвращен налоговым органом самостоятельно без заявления налогоплательщика на любой известный налоговому органу банковский счет.

Из соответствующей главы Кодекса исключён срок 3 года для подачи заявления. Зачесть и вернуть денежные средства можно будет в любой момент при наличии положительного сальдо ЕНС.

Однако если переплата возникла из-за некорректного расчёта и требуется подача уточнённой налоговой декларации, то срок 3 года будет исчисляться со дня истечения срока уплаты налога. Именно таким сроком ограничено уменьшение совокупной обязанности налогоплательщика путём подачи уточнённой декларации (п. 7 ст. 11.3 НК РФ). При этом важно, что новая норма не содержит указания на момент времени, до которого необходимо исчислять три года с даты истечения срока уплаты налога: возможно его понимание как даты подачи уточненной декларации, либо как даты принятия решения о зачете переплаты, например, что несет риски неопределенности.

Следует обратить внимание, что все заявления о зачёте (возврате), по которым инспекция не успеет принять решение до 31.12.2022 включительно, с 01.01.2023 уже не будут подлежать рассмотрению.

Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2022 № 120-ФЗ внесены изменения в статью 81 НК РФ, согласно которым сумма переплаты по уточненной декларации будет учитываться в состоянии расчетов с бюджетом только после окончания камеральной проверки такой декларации. Корреспондирующие положения об отражении переплаты по уточненным декларациям на ЕНС только по результатам проведенной камеральной проверки содержатся и в п. 5 новой ст. 11.3 НК РФ.
ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ЕНС
В связи с введением ЕНС изменились и правила, касающиеся требований об уплате задолженности, принудительного взыскания задолженности, обеспечительных мер. Статьи 45-48 НК РФ изложены полностью в новой редакции, при этом принципиальных изменений, за исключением связанных с появлением ЕНП и ЕНС, в них внесено не так много (хотя есть и отдельные нюансы).

Как требование об уплате задолженности, так и меры, направленные на взыскание налога, ограничены размером отрицательного сальдо ЕНС.

Требования должны будут направляться налогоплательщику в течение 3 месяцев со дня формирования отрицательного сальдо, если оно превышает 3 000 рублей, и 1 года, если не превышает. Отдельный порядок направления требований по итогам налоговой проверки упраздняется, равно как и обязанность направлять уточненные требования при изменении состояния расчетов с бюджетом. Исполнением требования будет считаться уплата суммы в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату уплаты.

Будет создан реестр решений о взыскании задолженности, в котором будут размещаться все решения о взыскании, а также поручения о перечислении задолженности вместо их направления банкам. Налоговые органы должны будут корректировать сведения в реестр в случае изменения отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика. Поручения будут прекращать действие только с момента формирования нулевого или положительного сальдо ЕНС. Действие поручения будет приостанавливаться, если налоговый орган получит от приставов постановление об аресте имущества или об обращении взыскания на денежные средства.

При этом пунктом 8 статьи 45 НК РФ в новой редакции по аналогии с нормой отменяемой за ненадобностью статьи 45.2 НК РФ установлена последовательность погашения задолженности на ЕНС (не распространяется на налогоплательщиков в процедуре банкротства):

  1. недоимка (начиная с наиболее ранней),
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы,
  3. пени,
  4. проценты,
  5. штрафы.

Для взыскания задолженности за счёт имущества налогоплательщика в порядке ст. 47 Кодекса больше не требуется принятие решения руководителем инспекции, только размещение постановления о взыскании в реестре и его направление судебным приставам-исполнителям. Срок принятия постановления сократился до 10 месяцев. Однако из-за изменения даты начала течения срока фактический срок может оказаться больше, чем ранее. При этом срок на обращение в суд за взысканием, составляющий 2 года, теперь будет исчисляться не с даты истечения срока на исполнение требования, а с даты истечения указанного выше срока (10 месяцев) – тем самым общие сроки на принудительное взыскание значительно увеличены, что также влияет и на сроки признания недоимки безнадежной в соответствии с выработанным судебной практикой подходом.

Значительно изменились сроки обращения в суд для взыскания задолженности с физического лица в соответствии с новой редакцией статьи 48 НК РФ. Например, срок 6 месяцев в отношении физического лица, задолженность которого возникла в период действия статуса ИП, в случае прекращения статуса ИП начинает исчисляться с момента такого прекращения.

Для приостановления операций по счетам также не требуется больше принятия решения руководителем инспекции, только размещение информации о приостановлении в реестре решений о взыскании задолженности (за исключением случаем применения обеспечительных мер из-за непредставления декларации или необеспечения электронного документооборота с налоговым органом). Приостановление будет действовать до момента формирования нулевого или положительного сальдо ЕНС либо до получения налоговым органом документов, подтверждающих факт уплаты задолженности.

Требования, решения о взыскании задолженности и приостановление операций по счетам, осуществлённые по новым правилам, будут отменять все требования, решения и приостановления, имевшие место до 31.12.2022 по старым правилам. По старым правилам будут исполняться постановления о взыскании за счёт имущества, направленные судебным приставам-исполнителям до 31.12.2022.
ОТСРОЧКА (РАССРОЧКА) УПЛАТЫ НАЛОГА И ЕНС
Теперь в законе проведено чёткое разделение отсрочки (рассрочки) для уже возникшей задолженности и для налогов, срок уплаты которых не наступил. Повторное предоставление отсрочки (рассрочки) для налогов с ненаступившим сроком уплаты не допускается.

Заявление можно подать только через ТКС или личный кабинет. Отсрочку (рассрочку) может получить также и налоговый агент.

Условие об отсутствии обжалования сумм задолженности, по которой запрошена отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит, распространено на все три формы изменения срока уплаты налогов.

Срок предоставления для отсрочки – до 1 года, для рассрочки – до 3 лет. Срок исчисляется для задолженности – со дня принятия решения о предоставлении; для налогов с ненаступившим сроком уплаты – со дня установленного законом срока уплаты.

Частично скорректированы основания для получения отсрочки (рассрочки) и обстоятельства, препятствующие получению. Например, исключено основание в виде причинения ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы. Отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки должен быть мотивированным.

Сократился срок принятия инспекцией решения по заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) – 10 рабочих дней. Однако инспекция может приостановить срок рассмотрения заявления на 20 календарных дней при необходимости запроса дополнительной информации. В отдельных случаях предусмотрен механизм согласования условий отсрочки/рассрочки с региональными/местными властями, однако этот срок установлен всего лишь в 10 дней от даты получения запроса.

Следует обратить внимание, что все заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), поданные после 15.12.2022, по которым инспекция не успеет принять решение до 31.12.2022, с 01.01.2023 уже не будут подлежать рассмотрению.
ПЕНИ И ШТРАФЫ В СВЕТЕ ЕНС
Изменение порядка уплаты налога повлекло за собой изменение положений о начислении пени и штрафов.

Пени будут начисляться на сумму отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов. При увеличении совокупной обязанности пени будут начисляться на сумму недоимки и отражаться на ЕНС с даты учёта увеличения соответствующей обязанности. При этом ст. 75 НК РФ в новой редакции не предусматривает отличий в порядке начисления пени для сумм недоимки, образовавшейся в течение первых 30 дней после истечения срока уплаты налога, и других сумм – по сути «льготный» период пониженных пени будет предоставляться только для первых 30 дней существования отрицательного сальдо ЕНС независимо от обстоятельств его формирования и дальнейшего изменения.

Пени не будут начисляться на сумму недоимки: (1) возникшей в связи с самостоятельной корректировкой цены в сделке с взаимозависимым лицом по итогам года – со дня возникновения недоимки до дня срока уплаты налога; (2) возникшей в результате обратной корректировки; (3) образовавшейся в результате выполнения мотивированного мнения / письменных разъяснений.

В отношении задолженности за периоды до 01.01.2023, которая будет сформирована в связи с подачей в 2023 году налоговых деклараций (уточнённых налоговых деклараций) к доплате, в переходных положениях закона закреплены специальные правила начисления пени. Например, при наличии положительного сальдо ЕНС по состоянию на 01.01.2023 пени будут начисляться на сумму неуплаченных налогов, уменьшенную на сумму положительного сальдо ЕНС, имеющуюся на дату представления деклараций.

Скорректированы и формулировки условий освобождения от ответственности. Так, на момент предоставления уточнённой налоговой декларации у налогоплательщика должно иметься положительное сальдо ЕНС в размере, соответствующем недостающей сумме налога и пеней.

Не будет признаваться правонарушением неуплата налога, если у налогоплательщика со дня, на который приходится срок уплаты налога, до дня вынесения решения о привлечении к ответственности непрерывно имелось положительное сальдо ЕНС в размере, достаточном для уплаты налога. Налогоплательщик освобождается от ответственности в части, соответствующей указанному положительному сальдо ЕНС.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ УЧАСТНИКА (АКЦИОНЕРА) КОНТРОЛИРУЮЩИМ ЛИЦОМ ВМЕСТО КИК
Если КИК, зарегистрированная в «недружественном» государстве, участвует в российской организации, то у контролирующих лиц такой КИК (при условии предоставления в установленный срок уведомление о КИК за 2021 год) появляется возможность осуществлять права акционера (участника) такой российской организации в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ.

Подобная возможность появляется при следующих условиях:

  1. контролирующие лица либо контролирующее лицо участвуют в КИК более чем на 50%; и
  2. КИК при осуществлении прав акционера (участника) совершает действия (бездействия) в отношении российской организации, которые нарушают права данной организации и (или) контролирующего лица (контролирующих лиц);
  3. контролирующие лица представили в установленный срок уведомление о КИК за налоговый период 2021 года.

Для получения прав акционера (участника) контролирующие лица обращаются с заявлением в ФНС России. ФНС России может принять решение как об удовлетворении, так и об отказе в удовлетворении заявления.

В случае удовлетворения заявления у контролирующих лиц появляется возможность осуществлять права акционера (участника) по 31.12.2022 включительно. Однако контролирующие лица не вправе голосовать за принятие решений:

  1. о внесении изменений и дополнений в устав организации или об утверждении устава организации;
  2. о реорганизации и ликвидации организации;
  3. об увеличении и уменьшении уставного капитала, за исключением случаев, если уменьшение уставного капитала является обязательным в соответствии с законодательством РФ;
  4. о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров, коллегиального и (или) единоличного исполнительного органа организации (за исключением случаев совершения ими действий (бездействия), создающих препятствия по управлению организацией или осуществлению ею обычной хозяйственной деятельности);
  5. о консолидации акций;
  6. об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях иных объединениях коммерческих организаций.

Кроме того, до 31.12.2022 при осуществлении прав участника (акционера) контролирующими лицами российская организация не выплачивает дивиденды.

Споры с участием контролирующих лиц и КИК, связанные с осуществлением прав акционера (участника), рассматриваются Арбитражным судом г. Москвы.
НДС
Расширен перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС. В частности, признаны таковыми операции по:

  • оказанию населению услуг подключения к газораспределительным сетям, расположенным в домовладениях физических лиц для удовлетворения их личных нужд, при условии оказания данных услуг на основании актов Правительства РФ без взимания платы (пп. 22 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передаче газа и (или) оказанию услуг по его транспортировке на безвозмездной основе потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях (пп. 23 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для оказания услуг по подключению к газу и транспортировке газа, могут быть приняты налогоплательщиком к вычету (пп. 2.4-2.5 ст. 171 НК РФ).

Значительно отредактирован и перечень операций, не подлежащих обложению НДС. В их число вошли (пп. 12.2, пп. 26.2, пп. 39 п. 2 ст. 149 НК РФ, абз. 1 пп. 9, 15, 26 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  1. реализация услуг по определению суммы денежных средств, подлежащих передаче по договору производного финансового инструмента, и (или) по договору, заключенному в целях обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из производного финансового инструмента на территории РФ;
  2. реализация на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии (при условии вы-деления в цене договора вознаграждения за передачу исключительных прав на них, а также прав на их использование) (фактически здесь разрешено не облагать НДС вознаграждение в рамках договора коммерческой концессии при условии выделения соответствующей части стоимости составляющих такого договора, в отличие от предыдущего регулирования, которое не охватывало данную модель договора);
  3. (реализация на территории РФ имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав физическому лицу налогоплательщиком - иностранной организацией, когда доходы от нее освобождаются у физ. лица от НДФЛ согласно п. 60.2 ст. 217 НК РФ;
  4. реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности исключена из статьи 149 НК РФ до конца 2023 года;
  5. операции по предоставлению обеспечительного платежа в денежной форме или ценными бумагами, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление обеспечительного платежа по договорам РЕПО, производным финансовым инструментам, и (или) договорам иного вида, объектом которых являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта;
  6. операции в рамках синдицированного кредита;
  7. операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам в рамках синдицированного кредита.

Расширен перечень операций, в отношении которых налогообложение производится по налоговой ставке 0%, за счет включения в него операций по (пп. 6.1, 10 п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • реализации необработанных и обработанных природных алмазов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам, иным организациям налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных камней. При этом для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % в налоговый орган должны быть представлены:(1) контракт на реализацию алмазов и (2) документы, подтверждающие передачу алмазов надлежащему покупателю (п. 8.1 ст. 165 НК РФ);
  • реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов в 2022 году. При этом для подтверждения ставки 0% в налоговый орган должны быть представлены: (1) договор на реализацию судна, заключенный в 2022 продавцом - российской лизинговой компанией с контрагентом; (2) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от российской лизинговой компании контрагенту (пп. 1, 2,3 п. 13 ст. 165 НК РФ).

Утратил силу п. 2.1 ст. 171 НК РФ о порядке заявления вычета НДС при закупках электронных услуг у иностранной организации в связи с возвратом механизма исчисления и уплаты налога по таким услугам налоговым агентом (при их реализации организациям и индивидуальным предпринимателям). Организации-посредники также признаются налоговыми агентами при реализации таких услуг.

Установлено, что при исчислении суммы налога налоговыми агентами - российскими организациями, закупающими электронные услуги у иностранных организаций, счета-фактуры подлежат выставлению в срок не позднее 5 календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата, частичная оплата в счет оказания иностранными организациями услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В ст. 176.1 НК РФ утратило силу положение о праве руководителя инспекции отказать в возмещении НДС на основании сведений о возможном нарушении налогоплательщиком порядка исчисления НДС, а также появились дополнительные правила относительно содержания решения об отмене решения о возмещении НДС.

Также был изменён срок начисления процентов на излишне возмещённый в заявительном порядке налог (проценты подлежат начислению с третьего дня после принятия решения о возмещении и до дня принятия решения об отмене решения о возмещении). Со следующего дня после отмены решения начинают начисляться пени (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
АКЦИЗЫ
Для поддержки отечественных производителей спиртосодержащих полиграфических красок федеральным законом от 14.07.2022 № 267-ФЗ данные товары исключены из перечня подакцизных товаров (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ). Одновременно с этим поправки предусматривают, что приобретение денатурированного этилового спирта в собственность организацией, имеющей свидетельство на производство спиртосодержащих полиграфических красок, является объектом налогообложения (пп. 7 п.1 ст. 179.2, абз. 1 пп. 20 п. 1 ст. 182 НК РФ). Начисленные по таким операциям суммы акциза производители спиртосодержащих полиграфических красок могут принять к вычету (п. 11 ст. 200, подп. 3 п. 11 ст. 201 НК РФ).

Ожидаемо повышены налоговые ставки на ряд подакцизных товаров (этиловый спирт, виноградное и плодовое сусло, алкоголь, винные напитки, пиво, табак, автомобили).

Для российских организаций, уполномоченных Правительством РФ на реализацию на территории РФ приобретенных автомобильного бензина и дизельного топлива, произведенных ино-странной организацией, при соблюдении условий, вводимых п. 27.3 ст. 200 НК РФ относительно порядка определения объема высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 (VАБ) и дизельного топлива класса 5 (VДТ), предусмотрено право на использование вычета по п. 27 ст. 200 НК РФ.

Для получения данного вычета такой уполномоченной организации потребуется предоставить в налоговый орган (1) копию документа, подтверждающего статус уполномоченной организации; (2) реестр документов, подтверждающих отгрузку и приобретение высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5 иностранного производства и (3) реестр документов, подтверждающих реализацию такого бензина или/или топлива (п. 28.1 ст. 201 НК РФ).

При этом право на возмещение может быть реализовано ею путем подачи в налоговый орган заявления о возмещении налога (с указанием реквизитов счета в банке), не ранее представления таможенной декларации или налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государства - члена Евразийского экономического союза и не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 203.1 НК РФ).

В связи с этим в п. 6 ст. 198 НК РФ было дополнительно уточнено, что как контрольные доку-менты для установления обоснованности налоговых вычетов при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ при импорте товаров на территорию РФ с территории государства - члена Евразийского экономического союза помимо таможенных форм и расчетных документов должна использоваться также и налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам).

Срок представления декларации для уполномоченной организации установлен не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в ко-тором реализованы на территории РФ высокооктановый автомобильный бензин класса 5 и (или) дизельное топливо класса 5 соответственно, произведенные иностранной организацией и ввезенные уполномоченной организацией (п. 5.1 ст. 204 НК РФ).

Также скорректированы параметры применения инвестиционной надбавки для нефтеперерабатывающих заводов и демпфирующего вычета.

Дополнительно урегулирован механизм налогового вычета при исчислении акциза производителями вина из винограда.
НДФЛ
Расширяется перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Так, не будут облагаться НДФЛ:

  • доходы от реализации золота в слитках, полученные в 2022 и 2023 годах;
  • доходы от реализации акций (долей) российских организаций, полученные в 2022 году по сделкам, заключенным в 2022 году, налогоплательщиком, в отношении которого были введены ограничительные меры, если такие акции (доли) принадлежали налогоплательщику более одного года.

Расширяется возможность применения социальных налоговых вычетов. Так, налогоплательщик вправе использовать в качестве социальных налоговых вычетов суммы, уплаченные за медицинские и физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные:

  • детям в возрасте до 24 лет, и (или)
  • бывшим подопечным (после прекращения опеки и попечительства) в возрасте до 24 лет,
  • если дети (в том числе усыновленные) и бывшие подопечные являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При передаче всех прав и обязанностей по брокерскому договору от одного налогового агента другому первоначальный налоговый агент не обязан удерживать НДФЛ, если в 2022 году денежные средства перечисляются иному налоговому агенту, либо ценные бумаги перечисляются на иной счет депо налогоплательщика или счет депо нового налогового агента.

Для случаев зачета обеспечительного платежа в счет обеспечиваемого им обязательства датой получения дохода будет признаваться дата такого зачета.

Напротив, другими изменениями в ту же статью 223 НК РФ признан утратившим силу пункт 2, согласно которому датой получения дохода по трудовому договору признавался последний день месяца, за который начислен доход, - теперь по такого вида доходам будет действовать общее правило о его признании для целей налогообложения в момент фактического получения, а не начисления.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Аналогично главе 23 НК РФ законодатель принял решение урегулировать налоговые последствия обеспечительного платежа в налоговых целях, исключив его из состава признаваемых доходов и расходов в ст.ст. 251 и 270 Кодекса. Тем же Федеральным законом от 16.04.2022 № 96-ФЗ предусмотрено, что с 2029 года льготные ставки по налогу на прибыль будут действовать для «реестровых участников РИП», осуществивших капитальные вложения на сумму не менее 300 млрд. руб.

Расширяется перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. В числе прочего не будут облагаться налогом на прибыль доходы в виде:

1) безвозмездно полученного из государственной казны РФ имущества (за исключением денежных средств), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции. Освобождение применяется с 01.01.2021;

2) сумм прекращенных в 2022 году обязательств:

а) в результате прощения долга по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранным лицом. Освобождение применяется, если долг прощается самим иностранным лицом, выдавшим заем, либо иным лицом, которому было уступлено право требования по такому займу до 31 декабря 2022 года.
Освобождение от налогообложения не распространяется на проценты, ранее учтенные в расходах для целей налога на прибыль.

б) в результате прощения долга по оплате уступленного права требования, упомянутого выше;

в) связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе в 2022 году из состава участников или в результате его исключения в 2022 году из состава участников в судебном порядке.

3) в виде имущества, безвозмездно полученного организацией, в случае если законодательством РФ на данную организацию возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества (Федеральный закон от 28.06.2022 № 196-ФЗ, вступает в законную силу с 01.01.2023).

4) имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав с 01.01.2022 по 31.12.2024 включительно. Если налогоплательщик на 01.01.2022 включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, то с 01.01.2022 по 31.12.2026 включительно (Федеральный закон от 28.05.2022 № 149-ФЗ).

Прописано в законе право на учет расходов на создание объектов социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

Банкам позволено признавать сомнительной задолженность по уплате процентов, образовавшуюся после 01.01.2015 (кроме 2022-2023 гг.) независимо от наличия обеспечения. Также кредитным организациям позволено включать в состав безнадежных долгов 30% по реструктурируемым кредитам, в отношении которых предоставляются государственные компенсации, появившиеся в период коронавирусных ограничений.

Для ряда доходов устанавливаются особенности определения даты доходов при применении метода начисления. Так, доходы в виде процентов, начисленных в 2022 и 2023 годах по иностранным долговым ценным бумагам, права на которые учитываются в иностранных реестрах владельцев ценных бумаг, учитываются на дату поступления денежных средств, но не позднее 31.03.2024. Доход от погашения таких ценных бумаг признается на дату поступления денежных средств. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Тем же законом устанавливаются особенности определения налоговой стоимости при вкладе имущества (имущественных прав) в уставный капитал физическим лицом, которое получило указанные активы от своей КИК и применило к полученным доходам освобождение от НДФЛ, предусмотренное п. 60.2 ст. 217 НК РФ. Напомним, что в 60. 2 ст. 217 НК РФ речь идет о ситуации, когда налогоплательщик получил в 2022 году от КИК, контролирующим лицом которой он являлся на 31.12.2021, доход в виде имущества (за исключением денежных средств) и имущественных прав. Указанные активы должны принадлежать КИК на 01.03.2022.

В случае если физическое лицо в дальнейшем вносит полученные активы в уставный капитал российской организации, то налоговая стоимость данных активов определяется по данным налогового учета КИК. Если стоимость активов не определялась, то она признается равной нулю.

Также устанавливается, что международная холдинговая компания (МХК) в 2022 году признает на дату прекращения требования доход в виде положительной курсовой разницы, возникшей:

  • при дооценке требования, стоимость которого выражена в иностранной валюте, или
  • при уценке обязательства, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в размере не более суммы расходов в виде отрицательной курсовой разницы, возникшей при уценке (дооценке) такого требования, признанных в расходах в 2022 году.

Продлен и срок действия пониженных ставок по налогу на прибыль, устанавливаемых региональными законами безотносительно федеральных инвестиционных инструментов. Федеральный закон от 28.06.2022 № 211-ФЗ распространяет действие таких пониженных ставок до 01.01.2024. Напомним, что согласно предшествующей редакции п. 1 ст. 284 НК РФ пониженные ставки, введенные субъектами РФ, действовали до 01.01.2023.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ
Существенные изменения приняты в отношении инвестиционного налогового вычета (ИНВ). Так, максимальный размер вычета для расходов на объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры уменьшен со 100% до 80%.

Также установлен ИНВ в отношении расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств.

Максимальный размер указанного выше вычета составит 100%. ИНВ будет уменьшать только налог, который зачисляется в региональный бюджет. Вычет будет применяться к налогу на прибыль, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщику переданы результаты выполненных работ (оказаны услуги), направленные на обеспечение функционирования соответствующих программ для ЭВМ и баз данных и (или) объектов основных средств.

Другим основанием для применения ИНВ станет несение расходов на имущество, которое применяется в генетических исследованиях. Максимальный размер вычета по таким затратам составит 42,5% в части налога, зачисляемого в региональный бюджет и 7,5% - в отношении налога, зачисляемого в федеральный бюджет.

Особенности применения ИНВ по вновь вводимым основаниям будут определяться региональными законами.

Изменения в части ИНВ вступят в силу с 01.01.2023.
НДД
С 2023 года расширен перечень объектов НДД за счет включения в периметр уплаты данного налога месторождений, располагающихся в Томской и Омской областях (п. 3 ст. 333.45 НК РФ).

Уточнено, что для расчета показателя Цгаз в случаях, когда для субъекта РФ предельный минимальный уровень оптовых цен на газ не утвержден, следует использовать минимальную из оптовых цен на газ, реализуемый потребителям данного субъекта РФ (абз. 7 п. 2 ст. 333.46).

В состав фактических расходов для целей НДД были дополнительно включены:

  • расходы на хранение и транспортировку (доставку) добытых на участке недр газа горючего природного и попутного газа, осуществляемые до коммерческого узла учета УВС, на котором производится передача добытого УВС организациям- транспортировщикам (пп. 8 п. 5 ст. 333.47 НК РФ);
  • расходы на подготовку и доведение попутного газа, добытого на участке недр, до качества отбензиненного сухого газа (пп. 8 п. 5 ст. 333.47 НК РФ).

Уточнено, что в случае, если затраты налогоплательщика НДД могут быть отнесены одновременно к нескольким видам фактических затрат, порядок отнесения таких затрат к конкретному виду для целей применения налога должен быть установлен налогоплательщиком в его учетной политике (п. 5.1 ст. 333.47 НК РФ).

Уточнен порядок восстановления фактических расходов для целей НДД, а также введен особый порядок их восстановления в случаях прекращения использования объекта амортизируемого имущества, за исключением его реализации или иного выбытия (включая ликвидацию) до истечения 3 последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию (п. 5 ст. 333.48).

При этом также установлено, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин восстанавливать в порядке п. 4 ст. 333.48 НК РФ для целей НДД не нужно (абз 1 п. 3 ст. 333.48 НК РФ).

Уточнены размеры коэффициентов индексации текущего убытка в разрезе групп месторождений для целей НДД: 1,163 - для налоговых периодов, закончившихся до 1 января 2020 года по всем группам месторождений; для иных налоговых периодов установлены значения:

  • 1,1 - по участкам недр 1 группы месторождений НДД;
  • 1,07 - по участкам недр, 2, 3 и 4 группы месторождений НДД;
  • 1,163 - по участкам недр, указанным в 5 группе месторождений НДД.

Аналогичным образом уточнены и коэффициенты индексации исторического убытка (п. 6 ст. 333.52 НК РФ).

Уточнен порядок определения размера неучтенных убытков, которые должны быть перенесены к новому пользователю недр в случае переоформления лицензии: он подлежит определению на основании первичных документов и данных налогового учета по налогу на прибыль предыдущего пользователя недр на дату переоформления лицензии (п. 6 ст. 333.51 НК РФ).

Также установлено, что к новому пользователю недр может перенесена и сумма исторического убытка, но при условии, что затраты, учитываемые при определении указанных сумм исторических убытков, ранее не учитывались при исчислении налога (п. 8 ст. 333.52 НК РФ).
НДПИ
Изменения по НДПИ во многом ознаменованы включением в Кодекс нескольких адресных льгот по данному налогу, а также установлением нового вида ДПИ – щебня.

В частности, с 2023 объектом НДПИ будет при-знаваться щебень (за исключением случаев, когда в качестве ДПИ по смыслу технического проекта разработки месторождения и лицензии должен признаваться строительный камень, предназначенный для получения щебня), что в целом направлено на снижение количества споров относительно ПРИЗНАНИЯ щебня в качестве ДПИ/продукта переработки, не являющегося объектом НДПИ по смыслу п. 1 ст. 337 НК РФ. При этом установлено, что сумма налога в отношении щебня не должна превышать величину НБК, рассчитываемую в рублях как произведение количества ДПИ щебень за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5.

В части адресных льгот для налогоплательщиков, добывающих нефть на участках недр в границах Иркутской области и реализующих проект по созданию новых производственных мощностей по переработке этана и (или) сжиженных углеводородных газов в товары нефтехимии в границах Иркутской области, будет изменен

  • порядок определения суммы налогового вычета в п. 3.7 ст. 343.2 НК РФ(НВЭТАН): вместо формульного способа определения вычет был установлен в твердой сумме 5000 миллионов рублей, но не более суммы исчисленного налога за соответствующий налоговый период;
  • порядок исчисления показателя НДПИ-ДОП_ЭТАН, который используется при применении налогового вычета НВЭТАН, согласно п. 3.7 ст. 343.2 НК РФ.

Также специальный налоговый вычет введен для налогоплательщиков, добывающих МКР с медью и молибденом в составе (ст. 343.7 НК РФ, Сорский ГОК). Он позволяет снизить сумму НДПИ к уплате для таких налогоплательщиков до нуля до 2026 включительно (п. 11 ст. 343 НК РФ).

Налоговый вычет на период 2023-2026, также позволяющий снизить сумму налога к уплате до нуля (п. 12 ст. 343 НК РФ), введен и для налогоплательщиков, добывающих железную руду (за исключением окисленных железистых кварцитов) в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области (ст. 343.8 НК РФ, Группа Евраз, Качканарский ГОК). При этом установлено, что применение вычета должно быть окончено начиная с налогового периода, в котором определенная нарастающим итогом сумма налоговых вычетов, впервые окажется более 10 000 миллионов рублей.

Дополнительно был уточнен порядок расчета налогового вычета для обводненных месторождений, располагающихся в границах Нижневартовского района ХМАО - Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016, путем введения поправочного коэффициента НВ (п. 3.1 ст. 343. 2 НК РФ).

А для некоторых категорий налогоплательщиков, наоборот, введено повышение сумм НДПИ (п. 14 ст. 343 НК РФ, ПАО «Газпром»): налогоплательщикам - собственникам объектов Единой системы газоснабжения за каждый из налоговых периодов с 1 сентября по 30 ноября 2022 включительно при добыче газа горючего природного по совокупности всех участков недр придется доплатить еще 416 000 млн. руб. в бюджет.

При этом для налогоплательщиков-участников СЗПК наряду с Российской Федерации с объемом капиталовложений не менее 300 млрд. руб. предусмотрена стабилизационная оговорка в отношении коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Упрощаются требования к применению пониженной ставки по налогу на прибыль (3%) для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, и применяются по 31.12.2024 включительно.

Так, в новой редакции п. 1.6 ст. 284 НК РФ исключаются требования к среднесписочной численности работников, снижается с 90% до 70% доля определенных доходов, которые должна получить организация для применения пониженной ставки по налогу на прибыль. При этом перечень указанных доходов расширяется. К примеру, по сравнению с предыдущей редакцией нормы, в долю доходов 70% теперь включаются доходы:

  1. от передачи исключительного права на РИД и (или) предоставления права использования РИД, созданных при проектировании и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;
  2. от реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;
  3. от реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной продукции) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;
  4. от реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией.
Лицом, входящим в одну группу лиц с организацией, признается:

  • лицо, которое прямо участвует в организации;
  • лицо, в котором прямо участвует организация;
  • лицо, которое имеет общего участника с организацией.

При этом доля участия во всех случаях должна превышать 50%.
Ряд расходов налогоплательщики смогут учесть с применением коэффициента 1,5:

  1. при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта;
  2. при формировании первоначальной стоимости НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта;
  3. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта.

Отнесение основного средства, программы для ЭВМ, базы данных, включенных в соответствующие реестры, к сфере искусственного интеллекта осуществляется на основании специального признака в реестре, указывающего, что такие объекты относятся к сфере искусственного интеллекта.

Указанные изменения вносятся Федеральным законом № 323-ФЗ от 14.07.2022 и вступают в законную силу с 01.01.2023.

Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ предусмотрены пониженные ставки страховых взносов для плательщиков, российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. Требования к ним уточнены и в целом аналогичны изложенным выше в отношении пониженных ставок по налогу на прибыль.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ IT-СЕКТОРА
Указом Президента от 02.03.2022 № 83 было предопределено углубление налогового маневра в сфере IT, расширение перечня потенциально подпадающих под маневр компаний и упрощение получения льгот.

В результате был принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ, который уточнил ряд требований к организациям, применяющим льготы, и расширил список видов деятельности, которые дают право на их использование.

Применительно к обложению НДС операций по передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ, добавлено уточнение, что их распространение может осуществляться не только через Интернет, но и через любую информационно- телекоммуникационную сеть (в исключения для рекламы добавлена такая же оговорка).

В отношении налога на прибыль установлено право применять коэффициент 3 к норме амортизации в отношении объектов, включенных на дату ввода в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также НМА, включенных в единый реестр российских программ.

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и получившие аккредитацию Минцифры (попавшие в реестр IT компаний) с налогового периода получения документа об аккредитации вправе применять ставку по налогу на прибыль 0%. Примечательно, что порядок аккредитации устанавливается федеральным Правительством по согласованию с Правительством Москвы.

Данная льгота имеет срочный характер, и установлена для периодов 2022–2024 гг. После ставка по налогу на прибыль вернется к базовому уровню 20%, если законодатель не примет новых решений в этой сфере, причем в связи с изложением п. 1.15 ст. 284 НК РФ в новой редакции фактически отменено на будущее применение ранее бессрочно предусмотренной ставки 3% для тех IT-компаний, которые ранее претендовали на бессрочное использование этой ставки (с обнулением на 2022-2024 гг.).

Указанная выше ставка 0% может применяться при условии, что не менее 70% доходов (ранее этот показатель составлял 90%) составляют доходы в частности от:

  • реализации собственных программ для ЭВМ, включая передачу исключительных прав, предоставления удаленного доступа и др., за исключением маркетплейсов и внушительного ряда других видов деятельности, преимущественно связанных с торговлей и финансовыми услугами;
  • оказания услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных;
  • от установки, тестирования, сопровождения собственных программ;
  • от разработки или реализации программно-аппаратных комплексов (ПАК) при наличии выданного уполномоченным органом документа, подтверждающего отнесение разработки к разработке ПАК, либо включения готового ПАК в единый реестр;
  • от оказания рекламных услуг в сети Интернет с помощью собственных программ;
  • от предоставления доступа при помощи собственных программ к аудиовизуальным произведениям и телепередачам, фонограммам и т.п.;
  • от оказания в сети Интернет услуг по поиску и продвижению предложений о трудоустройстве, о приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав и т.д. (с многочисленными исключениями в случае осуществления отдельных сопутствующих операций, например, прием платежей, хранение, доставка товара и т.д. – см. далее);
  • от оказания образовательных услуг с использованием собственных программ.

Следует обратить внимание, что ранее для получения льгот по налогу на прибыль в принципе не требовалось включения монетизируемого ПО в реестр отечественного ПО. Теперь для некоторых видов добавленных в закон услуг аккредитация ПО в реестре отечественного ПО будет обязательной:

  • услуги доступа к аудиовизуальным сервисам,
  • услуги доступа к музыкальным сервисам,
  • услуги доступа к образовательным и (или) просветительским сервисам (онлайн-образование),
  • услуги доступа к агрегаторам и маркетплейсам.

Учитывая, что ранее необходимость включения программ в реестр российского ПО во многом отсутствовала, с принятием закона большинство налогоплательщиков не сможет применять льготы ранее даты включения своего ПО в реестр. Также многие агрегаторы и маркетплейсы все равно лишены возможности применять льготы, если наравне с возможностью найти товар и заказать его компания самостоятельно или через взаимозависимых лиц предоставляет:

  • услуги по доставке, упаковке и хранению заказанной продукции,
  • услуги по заказу и доставке продуктов питания,
  • услуги по оказанию транспортных услуг,
  • банковские и финансовые услуги,
  • возможность совершать сделки с недвижимостью,
  • услуги хранения данных в центрах обработки и хранения данных,
  • услуги по передаче голосовых сообщений через операторов связи,
  • услуги по участию в организованных торгах на товарных рынках.

Также новым законом отменено ранее действовавшее требование о минимальной среднесписочная численности налогоплательщика в размере 7 человек.

При этом в любом случае указанная льгота не может применяться организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения/выделения после 01.07.2022, а также организациями с прямым или косвенным участием Российской Федерации в доле не менее 50%.

Такие же условия предусмотрены для применения плательщиками пониженных ставок по страховым взносам, которые уже были установлены Кодексом (фактически отредактирован перечень требований, которым должен отвечать плательщик для применения пониженных ставок). Правда, в отличие от условий по налогу на прибыль, указанные ставки действуют без временных ограничений.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ
На протяжении 2021-2022 годов законодатель принял ряд законов, регулирующих цифровые финансовые активы и криптовалюты (далее – ЦФА). В 2021 начал действовать закон «О цифровых финансовых активах», который создал основу инфраструктуры работы с ЦФА. Законодатель приблизил систему работы с ЦФА к профессиональному рынку ценных бумаг: есть квалифицированные участники (платформы по выпуску ЦФА и т.д.) и неквалифицированные (все иные организации, ИП и физические лица). Вопросы налогообложения ЦФА и утилитарных цифровых прав (УЦП – права требования передачи вещи или интеллектуальных прав, права требования выполнения работ, оказания услуг) сравнительно долгое время урегулированы не были, пока не был принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 324-ФЗ о налогообложении цифровых прав.

Услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА, инвестиционных платформ, связанные с выпуском ЦФА, обслуживанием счетов пользователей ЦФА, сопровождению сделок с ЦФА, освобождены от НДС (п.2 ст. 149 НК РФ).
Операторы информационных систем, в которых происходит выпуск ЦФА, будут выступать налоговыми агентами по сделкам с иностранными резидентами, поставляющими товары или оказывающими услуги в счет выпущенных ими цифровых прав.

При этом сами операции по реализации ЦФА также освобождаются от НДС (пп. 38 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако под освобождение не подпадают УЦП и цифровые права, включающие в себя одновременно ЦФА и УЦП. В остальном регулирование оборота ЦФА приближено к регулированию оборота имущественных прав с отдельными изъятиями (например, в виде отложенного права на вычет «входящего» НДС при приобретении выпускаемых цифровых прав).

Соответствующие изменения внесены и в главы 23 и 25 Кодекса.
Например, суммы НДС по «объединенным» цифровым правам, предъявленные при выпуске и подлежащие вычету, если налогоплательщик не является первым обладателем такого цифрового права, образуют доход от источников в РФ.

Доходы физических лиц от операций с цифровыми правами вынесены в отдельную налоговую базу, к которой применяются ставки 13% им 15%, при этом безвозмездное получение таких прав может приводить к получению дохода в натуральной форме, если только налогоплательщик не получает в обмен на их выкуп товары (работы, услуги). Равным образом нерыночное приобретение цифровых прав может приводить и к получению материальной выгоды.

В соответствии с новой статьей 214.11 НК РФ к доходам физических лиц относятся доходы от отчуждения цифровых прав, выплаты, связанные с владением ими, и некоторые иные платежи. По общему правилу, рыночная стоимость прав будет определяться исходя из цены самой сделки по их приобретению. При отсутствии цены по сделке могут определяться средневзвешенные цены на аналогичные права у операторов информационных систем, операторов обмена ЦФА. Эти же правила действуют для сделок мены цифровыми правами, если их стоимость не определена.

К расходам при исчислении налоговой базы можно будет отнести связанные с приобретением, хранением, отчуждением, выкупом ЦФА. При этом убыток по некоторым «объединенным» цифровым правам и ЦФА может быть учтен в уменьшение налоговой базы по операциям с необращающимися ценными бумагами, перенос убытка на будущее не допускается. Налоговой базой по операциям с цифровыми правами будет определяться положительный финансовый результат по совокупности операций с ними.

Налоговыми агентами по НДФЛ при операциях с цифровыми правами (ст. 226.2 НК РФ) могут выступать:

  • оператор информационной системы, оператор обмена цифровых финансовых активов или оператор инвестиционной платформы;
  • организация или ИП, осуществляющие выплату налогоплательщику дохода по операциям с цифровыми правами;
  • номинальный держатель цифровых прав.

Для удержания и выплаты НДФЛ налоговым агентом установлен месячный срок с даты окончания налогового периода, даты истечения последнего договора, на основании которого агент выплачивает доход, дата выплаты самого дохода или дата перечисления средств налогоплательщику или иным лицам по его указанию (наиболее ранняя из дат).

Денежные средства, выплачиваемые выпустившим «объединенные» цифровые права лицом, признаются внереализационным расходом по налогу на прибыль, если только такие права не дают право на получение дивидендов. Также регламентирован порядок определения момента признания доходов и расходов по соответствующим операциям.
В ст. 280 НК РФ добавлена ссылка на то, что ЦФА, удостоверяющие права участия в капитале непубличного АО, учитываются для целей налогообложения так же как и удостоверяемые ими акции.

Статьей 282.2 установлены и особенности определения налоговой базы по операциям с цифровыми правами. По общему правилу, такая база определяется отдельно от общей. Статьей определены и условия признания расходов в случае если операции с цифровыми правами производятся по сути в целях хеджирования тех или иных рисков.

Законом также предусмотрена обязанность оператора информационной системы представить в налоговый орган до 01.02.2023 информацию об операциях по отчуждению цифровых прав в период с 14 июля до конца 2022 года в отношении каждого физического лица-пользователя системы.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СПИК, СЗПК И ТОСЭР
Во 2 квартале 2022 принят ряд поправок, расширяющих объем государственной поддержки инвестиционной деятельности. Так, Федеральный закон от 14.07.2022 № 328-ФЗ позволяет субъектам РФ начиная с 01.01.2026 вводить пониженные ставки налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных до 13.08.2019 (СПИК 1.0) при условии, что в них участвует РФ. В отличие от контрактов, заключенных после 13.08.2019 (СПИК 2.0), СПИК 1.0 не требует внедрения современной технологии производства из перечня, утвержденного Правительством РФ. Вместо этого инвесторы были должны вложить в производство промышленной продукции не менее 750 млн рублей.

Предполагалось, что льготы по СПИК 1.0 будут действовать до 31.12.2025. Таким образом, принятые поправки позволят субъектам РФ продолжить поддержку участников СПИК 1.0 после истечения изначально установленного срока.

Продление применения налоговых льгот произошло и для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, с 2023 года – ТОР). В рамках ТОСЭР предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, которые по общему правилу применяются только теми резидентами ТОСЭР, которые получили такой статус не позднее трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР. Согласно Федеральному закону от 01.05.2022 № 121-ФЗ Правительство РФ может продлить до 31.12.2024 период, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента ТОСЭР, получают право на применение пониженных тарифов. Возможность продления общеустановленного срока получения статуса резидента ТОСЭР для целей применения льгот по страховым взносам предусмотрена только для ТОСЭР, созданных до 01.01.2022.

Важные поправки вносит Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ, который впервые вводит налоговый вычет по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) в качестве альтернативы учету таких затрат в расходах (в т.ч. в виде амортизации) по следующим затратам:

  • расходы на инфраструктуру, создаваемую в рамках инвестиционного проекта СЗПК;
  • расходы на купоны и проценты по займам, которые привлечены для реализации инвестиционного проекта СЗПК;
  • расходы на демонтаж военных городков, осуществляемые в целях реализации инвестиционного проекта СЗПК.

Такие затраты смогут быть отнесены на суммы налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога.

Налоговый вычет по СЗПК инвестор сможет заявить исходя из сведений, которые содержатся в уведомлении, подаваемом в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Среди прочего, такое уведомление будет содержать следующие сведения:

  • по каким объектам будет заявлен вычет;
  • какова сумма возмещаемых затрат по этим объектам;
  • по каким налогам будет применен вычет.

Налоговый вычет для СЗПК применяется с налогового периода, следующего за годом представления уведомления. Уменьшение налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога на сумму вычета будет возможно до нуля. Если за первый год применения вычета инвестору не полностью возмещена сумма фактических затрат, то неиспользованный остаток вычета переносится на последующие налоговые периоды.

Налоговый вычет будет применяться только по тем СЗПК, в которых участвует Российская Федерация в качестве стороны. Затраты, по которым применен вычет СЗПК, не смогут уменьшать базу по налогу на прибыль и не будут включаться в сумму ИНВ. Вместе с тем, инвестор может использовать вычет СЗПК к сумме налога на прибыль, которая исчислена по пониженным ставкам. Положения о налоговом вычете по СЗПК вступят в силу с 01.01.2023.

Этим же законом Кодекс дополнен Главой 3.6, устанавливающей особенности налогообложения участников СЗПК, в том числе определены понятия участника СЗПК и требования к этому статусу, отдельные аспекты налогового контроля участников СЗПК в форме налогового мониторинга.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ предусматривает объединение Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда обязательного социального страхования РФ (ФСС) в единую систему Фонда пенсионного и социального страхования (ФПСС).

Вновь созданный ФПСС объединит в себе полномочия и функции ПФР и ФСС, объем которых в последние несколько лет существенно увеличился (в частности, вследствие возложения на ПФР обязанности по администрированию дополнительной финансовой помощи, появившейся в России в период пандемии).

Важно помнить, что ФПСС образуется в результате реорганизации путем присоединения ФСС к ПФР. На территориальном уровне создание нового фонда будет реализовано путем присоединения территориальных органов ФСС к территориальным органам ПФР с сохранением за новыми территориальными фондами ИНН, ОГРН И КПП, ранее присвоенных соответствующим органам ПФР.

Такой способ реорганизации означает, что новый единый фонд продолжает нести и исполнять все обязательства, возникшие у ФСС и ПФР до 01.01.2023, в том числе на основании судебных актов. За ФПСС также сохраняются все права и обязанности прежних фондов как участников судебных процессов – соответственно, в случае текущего спора с органами ПФР или ФСС инициирование нового судебного процесса с ФПСС не потребуется.

Кроме того, сохраняют силу все нормативные акты Российской Федерации, регулировавшие деятельность ФСС и ПФР (в части, не противоречащей новому закону о ФПСС). Нормативные акты, ранее принятые самими фондами, продолжают действовать до издания ФПСС собственных нормативных актов, регулирующих аналогичные вопросы.

В том числе в связи с указанным объединением ПФР и ФСС был принят и отдельный Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ, содержащий поправки в НК РФ, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов.
Данные поправки включают в себя следующие значимые положения, помимо изменения наименования фондов по тексту Кодекса:

1) Введение общего тарифа по страховым взносам: согласно законопроекту, с 2023 г. существующие на сегодняшний день страховые взносы (на ОПС, ОМС и ОСС по ВНиМ) будут уплачиваться в составе единого платежа по страховым взносам на общий КБК, по единой ставке 30% - в пределах установленной предельной величины базы и 15,1% - свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Размер таких единых ставок по сути является суммой действующих в настоящее время ставок по страховым взносам в три разных фонда: 22% - на ОПС, 5,1% – на ОМС, 2,9% - на ОСС по ВНиМ.

Обращаем внимание, что данные изменения не затрагивают страховые взносы на ОПС, уплачиваемые по дополнительным тарифам, а также взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2) Введение единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов, применимой к действующему с 01.01.2023 единому платежу по страховым взносам. Размер такой предельной величины базы, начиная с 2023 г., определяется как аналогичная величина за прошлый год, проиндексированная с учетом роста средней заработной платы в РФ.

3) На 2023 г. устанавливается фиксированная единая предельная величина сумм взносов на ОПС, уплачиваемых лицами, занимающимися частной практикой и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в размере 1% от доходов за расчетный период. Ранее такая предельная величина определялась как восемь фиксированных размеров страховых взносов на ОПС, уплачиваемых такими лицами. Статья 430 НК РФ в новой редакции устанавливает максимальную сумму взносов на ОПС, уплачиваемых в зависимости от полученного дохода, в размере 257 061 руб.

4) Для большинства налогоплательщиков, применяющих пониженные ставки страховых взносов, также предложено установить тариф в размере 0% для выплат свыше предельных величин базы для начисления взносов, также для отдельных категорий таких страхователей изменены тарифы в том числе для сумм в пределах таких величин (вплоть до обнуления в отдельных случаях), либо добавлены дополнительные условия (например, для производителей и распространителей анимационной продукции – сохранение среднесписочной численности и динамики выручки);

5) Вводится обязанность страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежемесячно (не позднее 25 числа следующего месяца) представлять «усеченные» сведения персонифицированного учета – о застрахованных лицах и суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за прошедший месяц. С введением данной обязанности предполагается, что страхователи будут освобождены от сдачи формы СЗВ-М.

Принятый в составе того же «пакета» Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ вносит изменения в целую группу законов, регулирующих отдельные виды обязательного страхования, в частности:

  1. Устанавливает обязанность по уплате страховых взносов на ОСС по ВНиМ с выплат, получаемых физическими лицами по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также по договорам авторского заказа и договорам об отчуждении исключительного права.
  2. Устанавливает обязанность по уплате страховых взносов на ОМС и ОСС по ВНиМ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.
  3. Кроме того, как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, вступление в силу предполагает введение единой формы отчетности, сдаваемой страхователями в отношении застрахованных лиц. Такая форма отчетности будет включать в себя сведения, в настоящий момент отражаемые в формах СЗВ-ТД, ДСВ-3 и СЗВ-СТАЖ, а также в форме 4-ФСС. Обязанность по сдаче данных форм отдельно будет отменена.
Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений
TaxAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных