Принятое по делу УГМК судебное решение является чрезвычайно важным для широкого круга налогоплательщиков, у которых в настоящее время проводятся или были завершены ТЦО проверки за 2021-2022 гг.
- Решения о назначении ТЦО проверок за 2021 г., принятые после 20 мая 2024 г. , равно как решения о назначении ТЦО проверок за 2022 г, принятые после 20 мая 2025 г., могут быть признаны незаконными
По нашему мнению, позиция суда в деле УГМК во многом носит общий характер и может быть распространена на других налогоплательщиков. Так, суд в обоснование решения ссылается на нормы Конституции РФ, Налогового кодекса, правовые принципы, Постановления и Определения Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, а не только на особенности правовой ситуации непосредственно УГМК. Принимая во внимание вышеуказанную позицию суда, можно сделать вывод о том, что проверки по ТЦО в отношении 2021 г. и 2022 г., открытые с нарушением действовавшего до марта 2024 г. двухлетнего предельного срока, могут быть признаны незаконными в судебном порядке, что позволит успешно оспорить доначисления.
При этом обращаем внимание, что данная позиция о пресекательном действии двухлетнего срока по ст. 105.17 НК РФ применима в случаях назначения проверок в отношении «старых периодов», именно в ситуации, когда налогоплательщик подал Уведомление о КС, но в дальнейшем не подавал уточненное Уведомление о КС. Напоминаем, что, согласно сложившейся судебной практике
по делу ПАО «Вымпелком-Коммуникации», при подаче уточненного Уведомления о КС с отражением новой информации о контролируемых сделках указанное служит основанием даже по старым правилам ст. 105.17 НК РФ для исчисления двухлетнего срока для назначения ТЦО проверки с даты поданного
уточненного Уведомления о КС.
С учетом сказанного, мы рекомендуем со всей тщательностью подходить к подготовке первичного Уведомления о КС с тем, чтобы не допускать ошибок при его заполнении, отражать все данные достоверно, чтобы избегать необходимости подачи уточненных Уведомлений о КС и не давать повод для назначения ТЦО проверки за пределами стандартного срока. О порядке и особенностях заполнениях Уведомления о КС по новой форме согласно
Приказу ФНС России от 02.12.2024 г. № ЕД-7-13/1088@ мы писали в нашем
Алерте № 138.
Не стоит забывать, что в
ст. 105.17 НК РФ предусмотрено также второе основание для назначения ТЦО проверки, помимо Уведомления о КС. Этим основанием является
Извещение территориального налогового органа, направляемое в ФНС России по итогам проверки Уведомления о КС. При этом, согласно п. 1
ст. 113 НК РФ, при выявлении налоговых правонарушений (например, ошибок при составлении Уведомлений о КС, неполноты отраженных сведений) применяется общий срок давности
в 3 года с даты правонарушения.
Таким образом, в случаях назначения ТЦО проверок на основании полученного ФНС России Извещения общий срок для назначения такой ТЦО проверки может составлять 5 лет с даты подачи Уведомления о КС. Например, если были выявлены ошибки при заполнении Уведомления о КС за 2021 г. территориальным налоговым органом в апреле 2025 г. (в рамках общего трехлетнего срока) и направлено соответствующее Извещение в ФНС России, дополнительно с этой даты у ФНС России есть 2 года для назначения ТЦО проверки. Таким образом, по этому основанию до сих пор могут быть назначены проверки по ТЦО как за 2021 г., так и за 2022 г., и это может быть признано законным соблюдением сроков.
- Решения о доначислении налогов и привлечении к ответственности, принятые по итогам проведения ТЦО проверок за 2021 г. и 2022 г., решения о назначении которых были признаны недействительными, сами по себе признаются незаконными и подлежат отмене
Напомним, что 21 февраля 2025 г. Арбитражный суд города Москвы принял положительное для налогоплательщика ПАО «Вымпелком-Коммуникации»
Решение о признании незаконным решения ФНС России о недоимке по итогам проведения ТЦО проверки. Мы подробно писали об этом деле в Дайджесте
«Споры о цене» №15. При этом, указанное Решение было, по сути, продолжением и логичным завершением длительной процессуальной тяжбы ПАО «Вымпелком-Коммуникации» сначала по оспариванию Решения о назначении самой ТЦО проверки как незаконного с пропуском срока, и далее Решения о недоимке. В итоге, суд, позиция которого была поддержана всеми последующими инстанциями, указал, что в соответствии с ч. 8
ст. 201 АПК РФ в случае признания Решения о назначении налоговой проверки незаконным,
незаконность проверки является безусловным основанием для признания недействительным принятого по ее результатам Решения.Указанное может быть актуально для всех проверок, которые были назначены в отношении периодов 2021-2022 гг. на основании решений о проведении проверок, принятых после 20 мая соответственно 2024 г. и 2025 г. (то есть с высокой долей вероятности являются оспоримыми как незаконные решения с пропуском срока).
Наконец, интересно задуматься, насколько позиция, озвученная судом по процессуальным вопросам в деле УГМК о том, что не имеют ретроспективного применения положения, ухудшающие положение налогоплательщика,
также может быть распространена и на иные аспекты проведения ТЦО проверок (в том числе порядок применения ТЦО методов, расчета недоимки), а не только в отношении исчисления предельного срока для назначения проверок. Например, вступившим в силу 1 января 2024 г.
Федеральным законом № 539-ФЗ были внесены и иные существенные поправки по ТЦО: введен новый порядок расчета доначислений по медианному значению рыночного интервала, а не по минимальному или максимальному.
Иным примером можно выделить текущую редакцию ст. 105.9 НК РФ, действующую с 1 января 2024 г., которая предписывает, что при применении метода сопоставимых рыночных цен с использованием сведений из информационно-ценовых агентств и бирж рыночный интервал рассчитывается на основе ценовых индексов (котировок) из таких агентств или бирж в соответствии с формулой расчета из п. 3
ст. 105.9 НК РФ. При этом, предыдущая редакция п. 5 и п. 6 ст. 105.9 НК РФ предусматривала определение рыночного интервала на основе простых минимальных и максимальных значений ценовых индексов (котировок). Данные поправки оказывают существенное влияние на величину рыночного интервала, и, соответственно, сумму доначислений, при этом как правило не в пользу налогоплательщика.
Значит ли это, например, что в отношение 2023 отчетного года будет применяться предыдущая редакция ст. 105.9 НК РФ, или налогоплательщикам придется в судебном порядке отстаивать свое право на применение предыдущей редакции в отношении 2023 г.?
Будем далее следить за развитием правоприменительной практики.
При этом, учитывая текущую положительную судебную практику оспаривания решений ФНС России о назначении ТЦО проверок
как незаконных по процессуальным основаниям, мы рекомендуем налогоплательщикам не пренебрегать процессуальными аргументами в защите своей позиции уже сейчас. Практический опыт сопровождения проверок показывает, что в текущих обстоятельствах именно оспаривание Решений о назначении ТЦО проверок либо Решений о недоимке по процессуальным основаниям является более эффективным, нежели чем затяжные ТЦО споры с налоговым органом по существу.